Кабмин Гройсмана обнародовал новые планы по масштабной приватизации / Фото УНИАН

Распродажа госактивов: налетай, не скупись, покупай…

17:50, 09.09.2016
13 мин.

Кабмин Гройсмана объявил планы по масштабной распродаже находящихся в госсобственности предприятий. Но для их воплощения, после двухлетних неудач, правительству предстоит проявить недюжинную смекалку, чтобы и качественно подготовить объекты к приватизации, и популистов в парламенте осадить.

Накануне принятия бюджета на 2017 год правительство Владимира Гройсмана в очередной раз обнародовало планы по грандиозной распродаже государственных предприятий.

«У нас почти 3500 государственных предприятий, в то время как европейские страны имеют примерно по 300. Сотни этих предприятий неэффективно управляются, являются источником коррупции и вымывания средств из бюджета. Поэтому мы будем предлагать часть из них на прозрачную приватизацию», - заявил премьер.

Кстати, на продажу Кабмин Гройсмана решил выставить на 320 предприятий больше, нежели правительство его предшественника Арсения Яценюка.

Видео дня

Среди пополнивших приватизационный список предприятий есть как прибыльные («Турбоатом», Научно-технический комплекс «Электронприбор», «Украинское Дунайское пароходство»), так и убыточные. К примеру, убытки генерирует Государственная продовольственно-зерновая корпорация, Черкасский приборостроительный завод, «Химтекстильмаш» и «Укрцинк». Причем убыточная группа предприятий значительно больше, поэтому смысла держать их на балансе государства нет.

Продать любой ценой

В 2016 году от приватизации в казну должно было поступить 17 млрд грн. Скорее всего, эти планы накроются «медным тазом». Хотя ответственный за приватизацию Фонд госимущества не сдается и продолжает обещать закрыть бюджетную дыру.

Именно поэтому в ФГИ хотят любой ценой до конца года продать жемчужину химической промышленности - Одесский припортовый завод и госпакеты акций крупных энергокомпаний: «Хмельницкоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго» и «Черкассыоблэнерго».

«У меня нет ожиданий, что план по приватизации будет полностью выполнен в этом году», - отметил в комментарии УНИАН заместитель главы Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Павел Ризаненко.

Не произошло масштабной приватизации и во время премьерства Яценюка. И здесь вина отнюдь не правительства. Скорее, общеполитическая ситуация в стране и продолжающаяся агрессия России никак этому не способствовали.

Яценюк не смог провести масштабную приватизацию / Фото УНИАН

Еще одним негативным фактором в деле приватизации является коррупция. Так, премьер Яценюк, который съездил во Францию и заинтересовал местную компанию «Газ де Франс» в покупке «Центрэнерго», не смог довести дело до конца. Чиновники, сидящие на потоках энергокомпании, не дали возможности Минэнергоугля передать 78,3% акций предприятия в ведомство Фонда госимущества для подготовки к приватизации.  

А ситуация с Одесским припортовым заводом вообще выглядит комично. Очередная попытка его продать намечена на конец октября - начало ноября. Запланированный ранее на июль конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок инвесторов, которых должно было быть, как минимум, две.

Считается, что инвесторов отпугнула стартовая цена предприятия – 13,175 млрд грн, или 520 млн долл. Эксперты Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития еще до объявления аукциона называли стартовую цену завышенной и отпугивающей покупателей.

Фонд госимущества, хоть и с опозданием, но к их мнению прислушался, теперь он намерен снизить стартовую цену почти вдвое – до 250-300 млн долл.

Между тем, экс-глава ФГИ Александр Бондарь считает, что это слишком низкая цена для такого объекта.

«Продать этот объект за 250 млн долл. – отдать практически бесплатно», - сказал он, добавив, что если так дешево продавать, то нет смысла нанимать дорогостоящих советников, которые помогают ФГИ готовить завод к приватизации с 2015 года.

Действительно, в таком случае для государства гораздо выгоднее предприятие отдать компании «Нортима», которая в 2009 году уже выиграла аукцион по продаже ОПЗ, предложив цену в эквиваленте 624 млн долл. Но правительство Юлии Тимошенко сорвало конкурс. Сейчас компания отстаивает свои права на объект в суде и считает его будущую приватизацию приобретением похищенного имущества.

Распродажа энергетики

Особо острым является вопрос приватизации облэнерго, которая будет проходить в отопительный период. О продаже энергообъектов говорят в правительстве с прошлого года, но аукционы неоднократно переносили. На этот раз глава Фонда госимущества Игорь Билоус обещает начать продажу энергокомпаний с октября.

Билоус обещает начать продажу энергокомпаний в октябре / Фото УНИАН

«С октября начнутся аукционы: октябрь, ноябрь и декабрь – тремя группами по две компании», – сообщил Билоус.

В первой группе будет 50,9% акций «Тернопольоблэнерго» и 70% «Хмельницкоблэнерго», во второй – 65% «Харьковоблэнерго» и 70% «Николаевоблэнерго», в третьей – 60,2% «Запорожьеоблэнерго» и 46% «Черкассыоблэнерго».

По словам главы Фонда госимущества, интерес к облэнерго проявили инвесторы из Индии, Венгрии, Австрии, Польши и США. На данный момент подписано 8 договоров конфиденциальности с потенциальными покупателями, их имена не разглашаются. Известно только, что 6 интересантов – иностранцы.

Стартовую цену облэнерго еще не объявили, но ранее Билоус отмечал, что за все пакеты можно выручить около 300 млн долл.

Для успешной приватизации энергокомпаний, как по мнению экспертов, так и Фонда госимущества, Рада должна принять законы о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, о рынке электроэнергии и о RAB-тарифах, стимулирующих привлечение инвестиций в энергоотрасль.

Во избежание проблем с менеджментом, ФГИ инициировал проведение конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей в энергокомпаниях. Пока в «Черкассыоблэнерго», «Тернопольоблэнерго» и «Хмельницкоблэнерго», «Харьковоблэнерго» и «Запорожьеоблэнерго» работают исполняющие обязанности руководителей.

«Наша задача – параллельно с подготовкой к приватизации наладить нормальные бизнес-процессы на предприятиях, сделать их более эффективными», – пояснил действия ФГИ заместитель председателя фонда Владимир Державин.

Спорное предложение Кабмина Гройсмана

В отличие от правительства Яценюка, Кабмин Гройсмана решил добавить к вышеуказанным объектам на приватизацию компании из машиностроительной отрасли, аграрной сферы и металлургии. При этом некоторые предприятия находятся в списке запрещенных для приватизации и на их продажу нужна воля парламента.

Экс-глава ФГИ Александр Бондарь считает, что депутаты не поддержат инициативу правительства, так как за два года исполнительная власть не смогла приватизировать ни одно крупное предприятие.

«Если фонд и Кабмин не продемонстрировали, как они продают объекты, то кто из депутатов проголосует за то, чтобы дать новые объекты приватизировать? Никто их разблокировать не будет. Нет никакого смысла», - сказал он.

Есть и мнение депутатов по этому вопросу. «Последние изменения по этому списку (запрещенных к приватизации объектов – УНИАН) принимались в 2012 году. Всегда они принимались проблемно, так как тут сходится много интересов фракций, партий. Это - сложный процесс. Гарантировать, что это случится, никто не возьмется», - отметил Ризаненко.

Более резко на странице в Facebook написал глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк. Он раскритиковал решение о продаже суперприбыльного «Турбоатома».

«Считаю такие действия экономическим преступлением против государства. Это же курица, которая несет золотые яйца! Продажа ее – чистое безумие», - написал он.

Действительно, в словах депутата есть логика. «Турбоатом» - прибыльное госпредприятие, которое только в прошлом году получило 1,6 млрд грн чистой прибыли, из которых 921 млн грн получило государство в виде дивидендов.

Чтобы разрядить обстановку, глава ФГИ отметил, что предприятие было внесено в список для приватизации с целью проанализировать его работу и разобраться с его будущей деятельностью. Он даже не исключил объединение «Турбоатома» с «Электротяжмашем» в виде консорциума для усиления его конкурентоспособности на международном рынке.

А вот аграрный гигант ГПЗКУ является убыточным предприятием: по результатам I полугодия 2016 года компания получила 79,6 млн грн чистого убытка. За приватизацию корпорации выступает Министерство аграрной политики и продовольствия.

Потенциальным покупателем может выступить ее ключевой партнер - Государственная индустриальная корпорация Китая ССЕС.

«ССЕС рассматривает это предложение, и у них нет повода не соглашаться», - сказал исполняющий обязанности главы правления госкомпании Борис Приходько.

Вообще, с Поднебесной у украинской корпорации тесные финансовые отношения: ГПЗКУ получила от Экспортно-импортного банка Китая 1,5 млрд долл. кредита. Поэтому не удивительно, если на украинском аграрном рынке появится крупный китайский игрок.

Другое мощное аграрное предприятие, которое может быть продано в 2017 году, – монополист «Укрспирт». Предприятие в прошлом году получило 16 млн грн чистой прибыли, хотя в 2014 году его финансовый результат был отрицательным - 532 млн грн чистого убытка. Вокруг «Укрспирта» последние несколько лет то и дело вспыхивают коррупционные скандалы. С 2012 года по 2015 год Государственная финансовая инспекция выявила нарушения на 2,3 млрд грн. При этом монополист находится без руководителя уже несколько лет, а 4 конкурса на главу компании завершились безрезультатно.

Кроме того, сложность продажи «Укрспирта» заключается в том, что в его состав входят разбросанные по всей стране спиртзаводы. При этом из 41 завода в лучшем случае работает треть. Поэтому для покупателя главным будет не само предприятие, а лицензия, благодаря которой можно будет производить спирт, модернизируя или строя новые спиртзаводы.

Говоря о цене «Укрспирта», министр агрополитики Тарас Кутовой сообщил, что от продажи компании бюджет может пополниться на 200-400 млн долл.

Потенциальными покупателями могут стать отечественные ликеро-водочные предприятия, которые приобретают спирт у монополиста для своей продукции.

Уже сейчас можно сказать, что однозначной позиции по приватизации крупных объектов в парламенте не будет. Поэтому Кабинет министров и Фонд госимущества должны с первых дней новой парламентской сессии проводить консультации с народными депутатами, убеждать их поддержать продажу госактивов.

Гройсман: Парламент должен все знать о приватизации / Фото УНИАН

«Парламент должен все знать. Все должно проходить открыто и публично. У меня есть пожелание Фонду госимущества провести публичную дискуссию с фракциями, объяснить каждую гривню, каждый доллар, какая оценка и конъюнктура», - сказал премьер, делая шаг навстречу парламентариям.

Но стоит отметить, что определенные группы народных депутатов во все времена противились приватизации. Парламентарии всегда делали акцент на невозможности продажи народного достояния, а если и продавать, то только по высокой цене и на невыполнимых условиях. И приватизация либо затягивалась, либо совсем отменялась, а инвесторы, не дожидаясь положительных решений, уходили в более привлекательные гавани. В это время определенные кланы продолжали сидеть на потоках госпредприятий и высасывать последнее соки из их активов.

«Основные причины торможения - коррупционные. Чиновники не хотят продавать активы, на потоках которых они сидят», - считает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

Так или иначе, но правительство пока не закрыло дыру в бюджете в размере 17 млрд грн, которые должны поступить от приватизации в текущем году. И времени на ее «штопку» осталось совсем немного – 4 месяца.

Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: вопрос приватизации с каждым годом приобретает все большую актуальность, но реальных действий в этом направлении сделано практически не было, в частности, из-за разных взглядов на данный вопрос законодательной и исполнительной власти.

Не нужно забывать, что любой иностранный инвестор перед участием в приватизации просчитывает все риски. В первую очередь, анализирует законодательные условия инвестирования, уровень социальной напряженности, вероятность военных действий и уровень коррупции в стране. Таким образом, если украинские объекты госсобственности и могут кого-то заинтересовать, то явно не иностранных инвесторов.

Виталий Чуйко (УНИАН)

загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь