ЕС ищет пути к каспийскому газу. Для Украины настало время определиться
ЕС ищет пути к каспийскому газу. Для Украины настало время определиться

ЕС ищет пути к каспийскому газу. Для Украины настало время определиться

13:12, 23.01.2013
6 мин.

ЕС, диверсифицируя газовые поставки в противовес трубопроводной экспансии «Газпрома», активизирует  проект доступа к каспийскому «голубому топливу». Украина пока проводит слишком осторожную и даже пассивную политику, которая может привести к утрате возможностей получить  азербайджанский газ. Киеву пора определиться...

Европейский Союз, диверсифицируя газовые поставки в противовес  трубопроводной экспансии «Газпрома», активизирует проект доступа к каспийскому «голубому топливу».

Дождавшись старта строительства «Южного потока» в конце 2012 года, Европа сделала ответный ход, презентовав обновленный проект газопровода, нацеленного на сырье с Каспия. Так, консорциум строительства «Набукко» представил новый, более компактный и ресурсоэкономный вариант газопровода под названием «Nabucco West». Он основан на природном газе второй стадии разработки месторождения Шах-Дениз. Его длина, по сравнению с «Nabucco», уменьшена в 3 раза - до 1,3 тысячи км. Маршрут – от границы Турции и Болгарии через Румынию и Венгрию до австрийского хаба Баумгартен. Пропускная способность – около 20 млрд куб. м в год. Начало строительства намечено на середину 2013 года с территории Болгарии.

За презентацией проекта последовало соглашение с добывающими компаниями, которые стали одновременно и инвесторами нового газопровода. В частности, 18 января текущего года в Вене участники консорциума по разработке месторождения «Шах-Дениз» - «BP», «Statoil», «Socar», «Total» и «Eni» - подписали документы о присоединении к проекту по строительству трубопровода «Nabucco» (в его новой версии), по которому каспийский газ должен поставляться в западную Европу через Балканы. Условие подписания – получение компаниями - участницами консорциума по разработке «Шах-Дениз» 50% в проекте «Nabucco» и соответственные гарантии финансирования со стороны этих компаний. Окончательный маршрут газопровода будет утвержден к середине 2013 года. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер приветствовал заключенное соглашение.

Видео дня

Данным ходом консорциум по реализации «Nabucco» (входят австрийская «OMV», венгерская «FGSZ», румынская «Transgaz», болгарская «Bulgarian Energy», турецкая «Botas» и немецкая «RWE») не только смог максимально оптимизировать проект и вернуть его к реальному воплощению, но и предложил наиболее удобный маршрут доставки азербайджанского газа для участников консорциума по разработке месторождения Шах-Дениз. Европа смогла максимально компактно разработать  полную логическую завершенность проекта, договорившись и с добывающими компаниями, и с транзитерами, и с потребителями.            

На этом фоне ситуация вокруг реализации российского газопровода «Южный поток», получившего официальный старт 7 декабря 2012 года, поспособствовала объединению интересов Евросоюза, Азербайджана и Турции. Не случайно в день торжественной сварки первого стыка «Южного потока» в российской Анапе министр энергетики и природных ресурсов Турции заявил, что его страна намерена участвовать не в строительстве российского газопровода, а в трубопроводных проектах «Nabucco West» и «TANAP» (стоимость проекта – 5 млрд долл., пропускная способность – 16 млрд куб. м в год, завершение проекта – в 2017 г.), где является акционером.   

Реализацию проекта «Южный поток», приносящего убытки газовому транзиту Украины, ориентировочно планируется завершить к 2015 году, тогда же ожидаются первые поставки газа. Учитывая наполняемость лишь на одну треть двух веток «Северного потока», выйти на заявленные 15,75 млрд куб. м газа по «Южному потоку» в 2016 году для России будет проблематично. В тоже время,  проект газопровода «Nabucco-West», скорее всего, будет реализован к 2015-2016 годам, учитывая его троекратное уменьшение по сравнению с оригинальной версией. 

Таким образом, Еврокомиссия, независимо от острой критики президента России Владимира Путина во время последнего декабрьского саммита ЕС-Россия в Брюсселе, методично работает на закрепление за РФ не более одной трети всего газового экспорта в ЕС. Удивляет другое, российское руководство, наблюдая непробиваемость европейской бюрократии, все равно продолжает держать курс на расширение газовых экспортных поставок в Европу, вкладывая в затратные и рискованные проекты. Возможно, приоритетной целью «Газпрома», его менеджмента и партнеров по строительству «потоков» в ЕС  является не окупаемость проектов в будущем и построение долгосрочных отношений с потребителями, а сам процесс освоения средств на строительство газовых мегапроектов.

Не случайно недавно первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что экспортная конкуренция может снизить цены на газ, сделав инвестирование в новые сложные месторождения экономически неосуществимым. Российское руководство пытается понять, убьет ли конкуренция цену на российский газ и насколько глобальные рынки смогут обойтись без российского «голубого топлива». А пока понимание не сформировалось, Кремль и «Газпром» уверенно строят добавочные и дорогостоящие экспортные газопроводы в Европу, без четких долгосрочных гарантий со стороны европейских покупателей газа.

Украина пока проводит слишком осторожную и даже пассивную политику, которая может привести к утрате возможностей получить доступ к азербайджанскому газу. Из реальных действий Киева в защиту своих энергетических интересов можно отметить официальную просьбу в адрес Энергетического сообщества ЕС не согласовывать проект строительства «Южного потока» и не давать ему никаких преференций. Кроме того, ведутся переговоры по возможному присоединению Украины к консорциуму по реализации «TANAP», что создаст реальные предпосылки для закрепления за украинской стороной конкретных объемов азербайджанского газа (цифра в 5 млрд куб. м вполне реальна) через 2-3 года.

Вполне осуществимым выглядит начало переговоров украинских властей с консорциумом по реализации «Nabucco West». В данном случае особый интерес представляет участие в  консорциуме немецкой «RWE», начавшей с конца 2012 года поставки газа в Украину. Настало время для украинского руководства четко определиться со своей энергетической стратегией – либо продолжать курс на диверсификацию газового экспорта и углубление отношений с ЕС, либо вернуться к тотальной экспортной монополии «Газпрома» со всеми вытекающими последствиями. Усидеть на двух стульях в данном вопросе не удастся.      

Роман Рукомеда (УНИАН)

Новости партнеров
загрузка...
Мы используем cookies
Соглашаюсь